Menu Image Map

Учебно-методическая работа кафедры Автотранспортная и техносферная безопасность



Кафедра «Организация и безопасность движения» осуществляет подготовку инженеров, бакалавров, магистров в области организации движения, безопасной эксплуатации автотранспортной техники, расследования и экспертизы ДТП, управления дорожным движением, учета и анализа ДТП, организации практической работы по предупреждению аварийности на предприятиях автомобильного транспорта.

В современном понимании инженер - это специалист с высшим образованием, который, опираясь на теоретические знания, профессиональные навыки, деловые качества, обеспечивает создание, преобразование, поддержание в работоспо­собном состоянии технических, технологических и других систем с требуемыми (заданными) показателями их функционирования.

Инженерный труд носит:

- управленческий характер -  инженер (специа­лист, руководитель, менеджер) в связи с разделением труда выполняет наиболее сложные функций (координации, подготовки и организации производства);

материальный характер - создание машин, оборудования, комплексов машин и оборудования, технологических процессов и управление ими в процессе эксплуатации;

- производственный характер  - организация производства товара, предоставления услуг, т.е. формирование прироста валового внутреннего продукта.

Основные требования к специалисту вышей квалификации можно разделить на три группы

Первая составляющая требований к специалисту  реализуется в образовательных учреждениях и формирует у специалиста социальную и миро­воззренческую позицию. Это общая культура, социальная и гуманистическая направленность профессиональной и общественной деятельности. Сюда входят:

- понимание приоритетности человеческой личности, прав, жизни и здоровья человека;

- уважение к конституции и законам, соблюдение их;
        - демократичность, законопослушание и дисциплинированность;

- понимание общих закономерностей развития общества, экономики, техники;

- предприимчивость, активность, стремление к лидерству;

- честность и деловое сотрудничество в общении с партнерами, клиентурой, персоналом и подчиненными;

- умение отстаивать свои взгляды и позиции, особенно перед руководством;

- умение письменно и устно излагать свои мысли и предложения.

Вторая составляющая требований характеризует умение специалиста квалифицированно решать задачи производства и обеспечивает ему конкурентоспособность, профессиональную адаптацию и последующий рост в иерархии управления. Ее можно условно назвать стартовыми профессиональными требованиями, определяется существующим уровнем самого производства и стартовыми (первоначальными) должностями, предоставляемыми на производстве молодым специалистам. Она определяется приобретенными профессиональными знаниями. умениями и навыками; сюда входят:

- знания целей и места ИТС, основ и содержания транспортного законодательства;

- умение проводить маркетинговый анализ своей сферы деятельности;

- знание основ ведения нормативно-технической документации и умение при­менять их на практике;

- владение методами инженерных, технологических и экономических расче­тов;

- знание трудового законодательства, прав и обязанностей персонала, требо­ваний техники безопасности и охраны труда;

- владение новыми информационными технологиями и использование их на практике (информационные сети, серверы, интернет и др.);

- умение принимать управляющие и инженерные решения:

- умение организовать поступление необходимой информации, ее своевре­менную обработку и анализ;

- понимание необходимости альтернативных решений и умение формулировать и сравнивать их;

- умение реализовать решения и работать с персоналом;

- организация регулярного и поэтапного контроля исполнения решений;

Третьей составляющей требований,  которую можно назвать динамичностью профессиональных знаний. Эта составляющая должна учитывать как текущую модернизацию производства и деловую карьеру специалиста, так и принципиальные изменения производства в перспективе. Основы этой группы требований должны закладываться уже при подготовке специалистов, а затем дополняться с учетом конкретной ситуации (темпы научно-технического прогресса в отрасли, возникающие проблемы, сложившаяся деловая карьера специалиста и подготовка к перемещению специалиста в иерархии управления. Динамичность знаний специалиста, способствует его профессиональному росту и адаптации к изменяющемуся производству; сюда входит:

- системность взглядов и методов работы;

- знание теоретических основ безопасности движения и умение их исполь­зовать на практике;

- умение обобщать и использовать отечественный и зарубежный опыт;

- понимание основных тенденций развития отрасли, знание прогнозов и направ­лений научно-технического прогресса;

- ознакомление с результатами НИР в отрасли, включая поисковые и фун­даментальные;

- самокритичность и систематическое повышение собственной квалификации, умение учиться;

- дозированное повышение самооценки и конкурентоспособности на рынке труда по мере накопления профессиональных знаний, навыков и умений.

Широта и многообразие задач, связанных с квалифицированной подготовкой специалистов по безопасности движения, необходимость получения знаний по организации производства и управления предприятием, умение работать в коллективе существенно затрудняет качественную подготовку специалистов только силами преподавательского состава высшего учебного заведения. Поэтому для повышения качества подготовки специалистов на кафедре ОБД к процессу обучения активно привлекаются организации, в которых после окончания института студенты будут работать.

С этой целью  после окончания студентами второго курса организуется предварительное распределение по местам их будущей работы, а с организациями, на которых они будут работать, заключается договор на совместную подготовку студентов.

Предприятия и организации, на которые распределяются выпускники специальности «Организация и безопасность движения», - это Государственная инспекция по безопасности дорожного движения (ГИБДД) министерства внутренних дел РФ, Управление государственного автодорожного надзора по Владимирской области (УГАДН ВО), институты  и бюро, занимающиеся проектированием организации дорожного движения, диагностические станции безопасности автотранспортных средств, предприятия по эксплуатации технических  средств управления движением, автотранспортные предприятия и станции технического обслуживания автомобилей, экспертные учреждения министерства юстиции и страховых организаций и т. п. С этими организациями и заключаются вышеуказанные договора.

В договоре указываются права и обязательства сторон. При этом предприятие:

 – составляет перечень дополнительных требований к специалистам, связанный со спецификой  его работы;

- составляет необходимый перечень лабораторных и практических работ по тематике предприятия;

- участвует в разработке тематики курсового и дипломного проектирования по профилю предприятия и контроле за  выполнением проектов;

- обязуется принимать студентов на производственную, технологическую и преддипломные практики, организовать квалифицированное  руководство, обеспечить выполнение практики на рабочих местах,  а также в качестве дублеров инженерно-технических должностей.

Кафедра:

- включает в учебный процесс разделы, требующие углубленной проработки, в соответствии с пожеланиями предприятия;

- организует кроме плановых работ выполнение лабораторных и практических работ по тематике предприятия;

- организует выполнение курсовых и дипломных проектов по профилю предприятия;

- обязуется направлять студентов на производственную, технологическую и преддипломные практики, на предприятие, с которым заключен договор, или (по желанию предприятия) другую организацию, имеющую более совершенную производственно-техническую базу; 

- обязуется выдать направление студенту на данное предприятие после окончания им университета.

Таким образом, в обучении студента принимают непосредственное участие университет и предприятие, на котором выпускник будет работать. Организация совместного обучения позволяет:

- существенно повысить качество подготовки специалистов, так как они более глубоко изучают те вопросы, с которыми они «столкнутся» во время  практической работы;

- повышается заинтересованность студентов в получении необходимых знаний   (практически исключаются случаи, когда студенты считают, что те или иные знания им в практической работе будут не нужны);

- упрощается адаптация выпускника к работе в данном коллективе, его уже знают в коллективе, студент знает взаимоотношения в этом коллективе, требования, которые к нему будут предъявляться.